Подготовила воспитатель: Куторга А.И.
Открытое занятие по математике: Знакомим детей с часами
Обучающие задачи:
Формировать у дошкольников представление о времени (определение времени по стрелкам часов при условии, что минутная стрелка подходит к 12);
Закреплять умение определять время суток- вечер, день;
Развивающие задачи:
Способствовать формированию у детей целостной картины мира- все в мире идет по определенным законам;
развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей;
Способствовать развитию устной речи детей в различных видах деятельности; умению строить развернутое суждение;
приобщать к словесному искусству через пословицы и поговорки о времени;
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать друг друга, свободно общаться со взрослыми и детьми (работа в парах)
Образовательные области: познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, социализация
Оборудование: герои , модель часов, одноминутные песочные часы , мяч, карточки с цифрами от 1 до 12, счетные палочки, циферблаты часов на каждого ребенка, ноутбук.
Предварительная работа: изготовление циферблатов часов, знакомство с игрой « Ходят стрелочки по кругу», беседы об истории возникновения часов, интересными фактами на данную тематику, знакомство с пословицами и поговорками о времени.( Объяснение значений пословиц), чтение стихотворения стихотворение Н. Уманской:
Ход занятия:
А у нас, по всей квартире,
Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали...
Видно - ноженьки устали!
- Рассматривание с детьми книг про часы.
-Давайте немного поразмышляем о времени.
-Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает? Поделитесь со мной (ответы детей)
-Совершенно верно. Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают".
-Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" — заметили люди.
Какой вывод можно сделать из наших размышлений?(ответы детей)
Воспитатель: А что помогает нам определять время ?(часы) (если дети затрудняются с ответом, предлагаю загадку :
Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы.)
-Давайте проверим, что вы знаете о часах и о времени ( проводиться игра с мячом « Вопрос-ответ») Выходите ко мне в круг.
Вопросы:
Из чего состоит час? (из минут).
Сколько в часу минут? (60).
А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
какая стрелка показывает минуты?
какая - часы?
сколько цифр на циферблате?
какие часы вы знаете?
Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
Молодцы! - Кто из вас умеет определять время по часам? ( ответы детей) .Хотите ли вы научиться этому? (ответы детей) ( Ну, молодец, очень хорошо, что умеете. Ведь это вам пригодиться в школе. Вот сейчас и проверим!)
- а сейчас возьмите карточки с цифрами на вашем столе и подойдите ко мне. -разложите карточки с цифрами по порядку по кругу.)
(Физкультминутка) Игра "Ходят стрелочки по кругу".
(На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре.) -Дети, кому карточки не хватило, встаньте парой.
Все вместе произносят стихотворение.
Мы - часы, наш точен ход, Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу.И хотят догнать друг друга.
(Дети идут по кругу.)
Стрелки, стрелки, не спешите, Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки напротив ближайшей карточки).
Воспитатель: Время 5 часов(7ч,, 3ч, и др.) -дети должны встать около нужных цифр. (Игра проводиться 2 -3 раза).
Воспитатель: -Знаете ли вы, что время невидимо, что оно не останавливается, и все время летит вперед?. Как вы думаете ,что можно успеть за одну минуту? ( ответы детей)
-давайте проведем эксперимент : проверим - сколько букв вы сможете выложить из счетных палочек за одну минуту.(Ставлю на стол 1-минут. песочные часы. По сигналу дети начинают выполнять задание.( выполняю вместе с ними) После того как прошла минута, предлагаю всем сосчитать свои буквы. Для оценки показываю карточки с цифрой – дети поднимают руку у кого выложенных букв столько же.) все старались, были быстрыми но, Соня была проворнее.
Воспитатель: - хочу предложить вам еще одно интересное задание:
Задание с моделями часов: у каждого ребенка заготовка циферблата без стрелок .стрелками служат счетные палочки.
-У вас на столах часы, которые вы сами смастерили. Давайте договоримся, что минутная стрелка будет желтая счетная палочка, а часовая - любая другая. Я буду называть разные моменты режима дня и в какое время это происходит. А вы покажите это время на часах. Придерживаемся условия нашей работы - минутная стрелка находиться на 12. Проверьте друг у друга у на 12 минутная стрелка? Итак:
• Зарядка в нашем д\с бывает в 8 часов утра.
• Заниматься мы начинаем в 9 часов утра.
• На прогулку идём в 11 часов.
• Обедаем в 12 часов.
• Встаем после сна в 3 часа дня. ( в течение задания предлагаю детям осуществлять взаимопроверку: проверьте правильно ли часы показывают время у вашего соседа.)
Воспитатель: Как вы думаете, мама научила Машу и Мишу определять время по часам? А вы научились этому важному умению?(ответы детей)
- Кому было легко определять время по часам., поднимите желтую палочку, кому немного трудно- любую другую.( самооценка)
Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь".
Всем спасибо за работу ! Жизнь человека ограничена во времени, и я желаю использовать драгоценное время на интересные и добрые дела. Пусть эти небольшие памятки с пословицами напоминают вам о сегодняшнем мероприятии.
—————